Стили в освещении. Рококо
Стиль рокко (рококо, от французского rocaille — завиток, декоративная раковина) — один из пышных дворцовых стилей, последователь барокко в дизайне и архитектуре. Рококо возникает во Франции в первой четверти XVIII века, ознаменовав новую эпоху в оформлении роскошных интерьеров — в высшей степени утончённую и изысканную.
Рокко унаследовал от барокко вычурность, обилие деталей, исключительную сложность замысла и воплощения, редкий вкус в сочетании множества предметов, отделок, образов, при этом стал более утончённым. Потому переход от барокко к рококо называют «движением к изящному».
Революционная особенность стиля в том, что он заставил владельцев дворцов и особняков задумываться о дизайне интерьеров в целом, планируя сразу, каким паркетом будет отделан пол, какие занавеси украсят окна, как и какая будет расставлена мебель, развешаны люстры и светильники.
Главные особенности рококо в сценарии интерьера:
- предметы не монументальны, но грациозны;
- обилие лепных и резных узоров, рельефов, декоративных панно, зеркал;
- намеренная, продуманная асимметричность как атрибут изящного;
- множество «мелких» скульптурных форм — бюстов, статуэток, расписного фарфора;
- элементы экзотики, преимущественно китайских предметов искусства, шелков, лаковых шкатулок и «загадочных вещиц»;
- появление новой мебели — шезлонга и канапе;
- колористика: пастельно-жемчужная гамма, блёклые ткани, мраморные и бледно-лиловые, зеленоватые, пепельно-розовые и подобные оттенки;
- в образах живописи и декоративности интерьера — мифологические (преимущественно эротические) сюжеты, идиллические мотивы
- материалы: бархат, гардинное полотно, шёлк, матовое серебро и золото, хрусталь, мрамор, дорогое дерево.
Освещение в стиле рококо
Уже в XVII веке в Франции в моду входят люстры (от французского lustre – «сияющая, льющая свет»), но наивысшего расцвета эстетика люстр достигает именно в рокко. Главный материал для их исполнения — хрусталь, привезённый из Богемии или Англии. Второй был особенно дорогим и желанным: английский хрусталь «воспламенял» любой проблеск, заставлял искриться всё вокруг, превращая интерьер в «волшебный алхимический шар».
Хрусталь для люстр и светильников в XVIII веке режут и ограняют в виде капель, лепестков, ромбов, шаров, овальных и восьмигранных подвесок, подвешивают водопадами, подобно женским колье и диадемам. Чтобы собрать отдельные элементы, в них просверливают отверстия, особенно замысловатые и непрочные оправляют в золото и серебро. Дополнением к хрусталю нередко служит цветное стекло приглушённых матовых цветов или «дождевое» — прозрачное.
Материалом для каркаса чаще прочих выбирается позолоченная бронза и прочные сплавы серебра. В последнем случае люстрам очень не повезло: великолепных образцов светильников из дорогих металлов эпохи рококо осталось немного — при необходимости или от дикости владельца их просто переплавляли, продавали как лом, не считаясь с большой художественной ценностью предмета.
Каркас сначала закрывают — драпируют, устанавливая по центру конструкции хрустальные чаши и шары, а на пике расцвета рококо каркасные «ветви» открывают, придавая люстрам особую лёгкость, воздушность.
Хотя люстры в стиле рококо и приобрели известную изящность по сравнению с барочными формами, однако их размеры оставались подчас грандиозными, особенно в обширных дворцовых покоях. Примером служат люстры, украшающие залы Версаля, Тронную залу Марии Фёдоровны, Нижнюю Тронную Павла I в Гатчинском дворце. У князя Потёмкина были даже хрустальные люстры с музыкальным механизмом — сегодня увидеть их можно в Государственном Эрмитаже.
Великолепные образцы люстр в стиле рокко можно увидеть в Большом зале мюнхенского дворца Нимфенбург, в потсдамском дворце Сан-Суси, спроектированном прусским императором Фридрихом Великим.
Для английских люстр эпохи рококо характерны переплетающиеся свободно — природосообразно — стебли растений, завитки, гирлянды, для австрийских — многоярусные конструкции из богемского стекла и позолоченного металла, увидеть которые можно в залах Шёнбрунна — дворца, реконструированного по планам императрицы Марии Терезии. Реконструкция так поразила современников, а тем более потомков, что австрийское рококо назвали именем Марии Терезии.
Светильники и жарандоли
Стиль рокко ввёл в моду высокие — до 50 см — канделябры и жирандоли. Жирандоль — это светильник с рожками, закреплёнными по окружности, а не в плоскости. Часто окружности со свечами располагались в несколько ярусов, поддерживаемые весьма витиеватыми «ветвями» и стволом светильника.
Светильники, канделябры, подсвечники из латуни, бронзы и серебра отличались изяществом и сложностью форм, нередко — сюжетностью, в которой амуры, герои и юные прелестницы-нимфы выступают в роли опоры или усиления для опоры, совмещая декоративные и утилитарные функции. На сайте компании “Линия света” вы можете заказать изготовление светильников по индивидуальным эскизам.
Фотогалерея
- Комментарии
- Вконтакте